ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО КАЙДЗЕН В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В нашей спортивной школе одним из направлений подготовки спортсменов является Айкидо. Многолетняя практика преподавания этого боевого искусства (БИ) выявила ряд проблем, решение которых требовало комплексного, системного подхода. Прежде чем перейти к описанию внедренного решения кратко о самой дисциплине – Айкидо.

Айкидо один из видов воинских боевых искусств Японии, основателем, которого является Морихей Уесиба. Айкидо — искусство, соединяющее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности.

Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны.

Айкидо представляет собой синтез воинских искусств, сведенных в эффективную систему защиты.

В основе Айкидо лежит философия гармонизации внутренней энергии человека с окружающим миром. Формирование личности молодого человека, изучающего Айкидо, происходит в процессе многократной практики специфичной техники самообороны.

Главная цель Айкидо – формирование здоровой, творческой и цельной личности человека. Именно на достижение этой цели направлена система по которой строится тренировочный процесс отделения Айкидо в спортивной школе.

 

За 18 лет работы тренером — преподавателем отделения Айкидо СДЮСШОР ВОВиС,

а также наблюдая жизнь разных людей я сделал выводы:

Успехи в жизни человека, равно и в спорте, зависят от правильно поставленных целей, включая глобальные: выбор жизненного пути, выбор спутника жизни, друзей…вида спорта, которому посвящаешь приличное время своей жизни.
Очень много людей, к сожалению, пребывают в, мягко говоря, нерадостном состоянии именно потому, что ошиблись в выборе цели.
Даже, если правильно поставлена цель, достичь ее бывает очень сложно.
Итак, обозначим две ключевые проблемы жизни человека:

— выбор не соответствующей цели;

— цель выбрана правильно, но пути ее достижения либо не определены, либо не соответствуют самой цели.

Все вышесказанное относится как к глобальным этапам жизни человека, так и к этапам, условно говоря, тактического временного отрезка. В данной работе будет рассмотрен как раз второй аспект – тактический, с одной стороны, но связанный крепкими нитями с другой.

Проводя спортивно — тренировочную деятельность невозможно не думать о поставленных целях, задачах перед спортсменами, равно как нельзя не думать – правильно ли они определены, и какими путями, методами и средствами будет достигаться. И важно еще одно. КАКОЙ человек ставит, планирует, выполняет поставленные задачи.

В своей деятельности я применяю технологию личностного кайдзен (ТЛК. Термин авторский) . Эта технология позволяет:

1.      Правильно определить цель (и задачи), соответствующие конкретному спортсмену, в конкретной ситуации.

2.      Самостоятельно создать свою СИСТЕМУ достижения цели.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Для обоснования разработки своей технологии как совокупности методов и методик подготовки спортсменов необходимо подчеркнуть особенности Айкидо, как вида Б.И., с одной стороны, как вида спорта с другой.

Айкидо относится к системам внутренних БИ, в которых решающую роль играет не силовая подготовка (обобщенно говоря), а подготовка психологическая, моральная, внутренняя.

Слово Айкидо состоит из трех иероглифов, которые переводятся следующим образом: «Ай» — гармония, «КИ» — невидимая физическим зрением энергия. Понятие КИ фундаментально, чувствование энергии, истекающей из рук, помогает увеличить силу, скорость, легче сделать бросок противника. «До» — путь, дорога познания. Не просто информация, полученная из книг, фильмов, от тренера, а личный опыт самосовершенствования конкретного человека на конкретном пути АЙКИ.

Исходя из этого, должна проводится комплексная подготовка спортсменов. Прежде всего формируется личность с присущими ей качествами и , конечно, практически параллельно отрабатываются физические качества и непосредственно техники Айкидо.

Личностные качества, показатели физической подготовки, результаты отработки техник (в виде экзаменов, соревнований, показательных выступлений) обучаемый формирует сам. Задача тренера – дать установки, ориентиры и вместе с обучаемым создать свою кайдзен систему.

Кайдзен, кайдзэн (яп. 改善 кайдзэн?, ромадзи Kaizen; ) — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни Википедия).

Ключевым моментом в кайдзен является непрерывное совершенствование. Т.е., мы можем вложить большие ресурсные затраты и получить результат, а можем двигаться, постепенно улучшая свои показатели и, затратив гораздо меньше ресурсов, получить более качественный результат. Более качественный, т.к. на каждом элементарном шаге улучшения проводится оценка состояния системы в данный момент времени. Под системой понимается конкретный спортсмен.

Сам термин кайдзен появился в Японии в 1946 году. Таичи Оно, президент корпорации TOYOTO, был поставлен пред лицом непростой задачи: практически не имея финансовых средств, владея разрушенными во время войны предприятиями, за короткий срок восстановить производство автомобилей и выйти на передовые, мировые рубежи.

Он то и ввел на своих заводах систему кайдзен. Каждый рабочий, инженер, техник обязаны были вносить свои предложения по решению небольших технических, организационных задач. В совокупности реализация всех предложений дала очень большой результат. Эту технологию назвали кайдзен. На рис 1. Видно, что можно сочетать крупные инжиниринговые решения KAIRYO (если имеются средства) с кайдзен шагами.

 

В ТЛК мы рассматриваем человека, как систему, и применяем такие же подходы при решении проблем, о которых было сказано во введении, как и при решении проблем, задач технических, инжиниринговых. Но при этом первую роль отводим, прежде всего, формированию основ личности подростка, а затем решению задач подготовки спортсмена. Сначала Человек – Гражданин, способный самостоятельно решать возникающие задачи, потом – Спортсмен, Мастер БИ.

В варианте подготовки спортсменов мы используем также совокупность методов: KAIRYO – это лагерные короткие сборы, тренинги, факультативные занятия. На этих занятиях в экстремальных условиях отрабатываются как технические аспекты Айкидо, так и аспекты, позволяющие формировать определенные черты личности спортсмена. Экстремальные условия помогают за короткий срок формировать нейронные связи, т.е. навыки человека (рис 2).

 

На занятиях в зале (додзе) отрабатываются короткие шаги – кайдзен.

Для определения целей, задач кайдзен шагов конкретного ученика, проблем формирования его личности мы ввели таблицы самоанализа (ТС) и матрицы самоанализа (МС), примеры которых представлены в приложении 1.

Ученики, анализируя ТС, определяют по каждому показателю свое место в МС. Тренер по совокупности МС определяет коррелированные показатели. Например, страх-лень выявились у 60 % учеников. На тренировки вводятся дополнительные элементы: кросс с голым торсом зимой + обязательная уборка зала. Для усиления вводится обязательное заполнение ежедневника НИККИ N_ (приложение _). НИККИ по-японски – ежедневник. Наш ежедневник вводится на неделю. Подобных ежедневников несколько, все они повторяются в цикле. НИККИ-1, НИККИ-2, НИККИ-3…, НИККИ-1.

При выполнении заданий по ежедневнику:

— не вызывается отторжение, т.к. задания выполняются 7 дней и не несут характер дополнительной, постоянной нагрузки.

— за три – четыре повторения в цикле вырабатывается привычка, например, делать ежедневно зарядку, включая специализированные упражнения;

Вышеперечисленное – это кайдзен шаги, содержание которых определяют тренеры и сами ученики. При заполнении ежедневника НИККИ -2 ученик сам определяет свои слабые стороны (личностные, спортивные…) и записывает мероприятия на каждый день для их повторения. Например, плохо выполняет базовые движения Айкидо – на каждый день повторения в цикле.

Что существенно, — контроль за выполнением заданий ежедневников ведут родители и ставят свою подпись. Это важно потому, что, во-первых, подростки часто проявляют лень и им проще солгать о проделанной работе. А выполнить задания надо обязательно. Во –вторых, родители выступают в роли наставников, руководителей и это укрепляет их авторитет. В – третьих, очень часто бывает так, что родители включаются в процесс выполнения заданий. Например, в ежедневник подросток записал кроссовую подготовку в дни, когда отсутствуют тренировки. Отец стал бегать вместе с сыном. По опыту работы можно сделать вывод – где выше авторитет родителей, где родители больше принимают участие в жизни своего ребенка, там и результаты в спорте гораздо выше. Примеры заполненных дневников НИККИ представлены в приложениях 2, 3.

Чтобы выполнять кайдзен шаги за определенное время, с желаемой эффективностью мы ввели еще одну методику, которая входит в ТЛК – методика 5S. Эта методика разработана также Таичи Оно и была внедрена на заводах TAYOTO совместно с методикой кайдзен. 5S – это последовательность мероприятий организации рабочего процесса, рабочего места. Суть ее следующая:

Первым шагом мы убираем все лишнее, например, ненужные заготовки, мебель, процессы, передвижения по цеху. В нашем случае – убрать все лишнее, что мешает добиться конкретного кайдзен шага. Это может быть лишнее время за компьютером, может быть даже отношения со сверстником, которые мешают подготовке к соревнованиям.

Вторым шагом – все что осталось выстраивается оптимальным образом, составляются специальные диаграммы, в которых указаны места станков, пути передвижения рабочих. В нашем случае мы используем тайм-менеджмент для наших спортсменов. Здесь очень хорошую помощь нам оказывает заполнение дневников НИККИ-2.

Третьим шагом наводится порядок непосредственно на рабочем месте, при этом определяются и устраняются причины появления мусора, масло- подтеков и т.д. В нашем случае —  выявление причин появления отрицательных характеристик по параметрам ТС. Причины выявляются совместной работой, консультациями родители- психолог-спортсмен.

Четвертый, пятый шаги – это закрепление достигнутого, повторение в цикле, выработка привычки.

На рис.3 отражены технические шаги методики 5S Таичи Оно и шаги, направленные на достижение кайдзен шага, применяемые в ТЛК при подготовке спортсмена.

 

 

Таким образом, функциональная схема формирования личности спортсмена с использованием ТЛК будет содержать (рис.4):

— Блок определения исходного состояния F1;

— Процессный кайдзен блок (кайдзен шаги);

— Блок мониторинга промежуточного состояния (МС);

— Блок целеполагания (определение целей, подцелей, задач Fn).

 

Важно отметить главную отличительную черту ТЛК от других систем достижения целей – в любой момент мы можем изменить как систему подготовки спортсмена, так и сами цели, и задачи.

Наши спортсмены отделения Айкидо принимают участие в соревнованиях по Айкидо, рукопашному бою, реальному Айкидо (одно из официальных направлений Айкидо), Дзюдо, Дзю-Дзютсу, До-Дзютсу.

Работу представленной функциональной схемы можно пояснить на примере подготовки спортсмена Y.

С помощью ТС мы определили характеристики по заданным параметрам и выявили, что у спортсмена Y на данный момент занижены оценки по параметрам смелость и работоспособность. Вводится кайдзен шаг – дополнительные занятия ударной техинкой (бокс, элементы карате, техники Айкидо от нападения с оружием…) и меняется целевая установка – участие в соревнованиях по рукопашному бою заменены на участие в соревнованиях по реальному Айкидо. Спортсмен Y занимает призовое место на соревнованиях и после положительных оценок по параметрам смелость, работоспособность выставляется на следующие соревнования по рукопашному бою.

Другой пример. У спортсмена Х с помощью ТС выявлены отрицательные характеристики по показателю ответственность, но несмотря на это, он был допущен для участия в соревнованиях по Айкидо. Срыв произошел на первом круге (всего три) и именно потому, что не хватило, как говорят, характера, чтобы пройти во второй круг соревнований. Для спортсмена Х были разработаны кайдзен шаги, выполнение которых требовало высокой ответственности. Эти шаги выполнялись, в том числе, в экстремальных условиях проведения зимнего лагерного сбора. Результат – призовое место на следующих соревнованиях.

Функциональная схема определила структурную схему нашего клуба, как совокупность взаимосвязанных элементов (Приложение 4).

Для эффективной работы указанной структуры кроме тренерского состава спортивной школы отделения Айкидо мы привлекаем психолога, креатив- менеджера, оператора. Без духовности формирование личности проводить бесполезно, поэтому ввели несколько студий – изостудия, театральная студия, музыкальная студия.

Участие наших спортсменов непосредственно в работе студий, организация отдельных мероприятий, например, заседаний литературного кружка кроме духовности позволяет делать непрерывные кайдзен шаги с целью улучшения характеристик параметров ТС.    Занятия студий, заполнение МС проходят два- три раза в месяц. Консультации с психологом в виде вебинаров, скайп- конференций несколько раз в месяц.

Отдельные фрагменты работы клуба, студий отражены в презентации и видео материалах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Внедрение ТЛК в процесс подготовки спортсменов отделения Айкидо СДЮСШОР ВОВиС проходило поэтапно и заняло около 9 лет. За это время мы получили следующие результаты нашей работы:

Среднее число учеников в учебном году – 60

Число учеников, прошедших обучение в спортивной школе отделения Айкидо более трех лет – около 1000

Число подготовленных Мастеров, обладателей черных поясов – 9

Число действующих тренеров – преподавателей, воспитанников клуба – 4

Число учеников, призеров международных соревнований – 20

Участие в показательных выступлениях – более 60

Число проведенных лагерных сборов – 25

Комментарий: соревнования По Айкидо В РФ начали проводиться с 2011 года.

Сама технология личностного кайдзен была протестирована, оценена специалистами курского государственного университета (Приложение 5-1, 5-2).

В заключение реферата, хочу выразить благодарность руководству нашей спортивной школы за помощь, внимание, которые  они оказывают нашему отделению.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Джефри К. Лайкер . Дао TOYOTA. Москва 2006г.
Алан Флоке. Айкибудо. Москва 2000г.

 

0